Интервью с профориентологом:
Эльвира Бадыкова

Эльвира Бадыкова -- профориентолог, игропрактик, карьерный коуч, методолог курсов, исполнительный директор лаборатории "Диагностика талантов". Она уже более 6 лет занимается тем, что помогает в выборе профессии подросткам и взрослым.

Мы решили узнать, что Эльвира думает о профессии профориентолога и нейро-тестировании Брейни?
От методологии к практике: как всё началось
«Методология переросла в практику: от теории — к живой работе с подростками», — отмечает Эльвира.
Эльвира вспоминает своё «вхождение» в профессию как сочетание случайности и осознанного выбора.

Работая в учебном центре службы занятости, она запустила курс «Профориентационный консультант и игропрактик» и пригласила на него доктора наук Елену Юрьевну Пряжникову. После обучения стартовал двухгодичный грантовый проект по профориентационной игропрактике в школах Уфы — именно это дало Эльвире практическую площадку и устойчивую мотивацию продолжать в выбранном направлении.
Что вас мотивирует в работе?
-- Главная мотивация — помогать людям. Когда после консультации мать с подростком говорит «Вы нам очень помогли», понимаешь, что работа была не напрасна. Это заряд и смысл моей деятельности.
Что делает профориентолог — реальность рабочего дня?
Эльвира описывает свою работу как сочетание аналитики и консультаций:

  • утро — подготовка, аналитика документов, разработка сценариев мероприятий;
  • день — личные консультации, выступления, выезды;
  • вечер — отчёты, чтение, обновление базы знаний и мониторинг трендов рынка труда.

Она подчёркивает: современный профориентолог обязан быть и футурологом, и практиком — нужно отслеживать, какие профессии растут, какие компетенции требуются, и уметь адаптировать консультацию под реальный рынок.
С какими запросами к вам чаще всего обращаются?
-- Частые вопросы «Кто я, и что мне выбрать?», «Какой предметный кластер сдавать на экзаменах?». Особенно остро это слышно у 8–11 классов.

Частая сложность — когда подросток хорошо учится, но не пробовал разного: нет кружков. Интересы не сформировались. Тем, кому «ничего не интересно», я рекомендую использовать лето. Профильные лагеря, городские смены, короткие курсы. Даже онлайн-курсы и проекты помогают: важно выйти из домашнего комфорта и попробовать разные форматы. Коучинговые вопросы и простые практики тоже помогают выявить склонности — даже игры и хобби дают подсказки.
Как сейчас меняется отношение к профориентологам в мире, России? И меняется ли?
-- Интерес растёт, особенно к индивидуальному формату: родители и подростки всё чаще приходят на персональные консультации.

Профориентолог перестаёт быть «человеком с бланком». Сегодня профориентолог -- это сочетание психологической работы, коучинга, игропрактики и карьерного сопровождения. Всё больше взрослых тоже обращается: в условиях смены профессий клиенты хотят понять свои сильные стороны и варианты развития.
Какие навыки вы считаете сегодня самыми необходимыми для профориентолога?
-- Важно всё! Дисциплина и ответственность, коммуникация и эмпатия, широкий кругозор и постоянное обучение, критическое мышление, навык работы с технологиями. Профориентолог должен уметь выстраивать доверие и адаптировать инструменты под конкретного человека.
Кейс, который остался в памяти?
Эльвира поделилась историей о девочке из школы одарённых.

«Правильно выстроенная система кружков и мотивации помогла ей сочетать и творчество, и математику, и всё остальное. У неё всё это шло очень легко, т.е. при желании она могла бы достичь успеха в любом выбранном направлении. В итоге девочка выбрала медицину. Я думаю, она будет хорошим детским врачом.

Любой подросток может развиваться, и ему по плечу любая профессия, когда он знакомится со всем и поэтапно изучает все с правильной методикой и мотивацией. Это вот удивительный случай для меня, и наверное, самый любимый.»
Расскажите про внедрение нейродиагностики: как вы к этому пришли и почему приняли решение о покупке устройства?
-- Мы узнали про нейро-методику из статьи «Распределяющая шляпа». Потом я написала напрямую руководителю Брейни, мы пообщались.

В декабре мы взяли устройство в аренду, протестировали на подготовленной группе — олимпиадники и сильные ученики. Отчёты оказались подробными и валидными: они усиливали нашу консультацию и помогали при разговоре с родителями. Мы видели, что это не фикция, а научно обоснованный инструмент. Поэтому приняли решение приобрести устройство.
Были ли сомнения или сложности при запуске?
-- Сомнения были в части финансирования и принятия методики в регионе. Но мы не опирались на нее как на единственный инструмент — у нас есть множество методов, и нейро-диагностику мы встроили в практику. Технически бывает, что датчики не сразу ловят из-за густых волос, или временные проблемы со связью, но это решаемо. Есть и противопоказания — приём антидепрессантов, серьёзные травмы головы — всё это учитывается. Также часть подростков (примерно 10%), которые реагируют на все скептически — с ними нужно работать аккуратно и только при внутреннем согласии.
Каковы были результаты пилотного запуска нейро-диагностики в Уфе?
-- Мы начали в марте, провели порядка десятков тестов на первых этапах, включая себя и близких. Результаты совпадали с наблюдениями.

Один из первых примеров: одиннадцатиклассник, протестированный в марте, поступил в Санкт-Петербургский государственный экономический университет на бизнес-аналитику — цель была достигнута. В целом отрицательных отзывов не было. Важно правильно интерпретировать отчёт и строить дальнейшую индивидуальную работу.
Что бы вы посоветовали коллегам и руководителям, которые думают внедрять нейро-диагностику?
-- Я советую сначала попробовать тест-драйв: аренда, тестирование, сопоставление результатов с классическими методиками. Хорошо обучить команду и использовать методику в связке с другими инструментами — все это дает к комплексе глубокие и объективные данные. Новичкам рекомендую работать под наставничеством. Технология даёт независимую оценку, но интерпретация итогов — ключ к успешному применению
Что вы пожелаете подросткам, которые сейчас выбирают профессию?
-- Пробуйте! Прислушивайтесь к себе, ищите свою уникальность и действуйте по своим целям. Летние смены, профильные курсы и практики — отличная возможность проверить гипотезы. Если хотите ускорить путь — сочетайте диагностику и консультацию специалиста: это помогает быстрее принять осознанное решение и сократить количество проб и ошибок.
Эльвира Бадыкова — пример практикующего профориентолога, который сочетает традиционную методологию с современными инструментами и вниманием к индивидуальности ребёнка.

Её опыт показывает: технологии дают ценную информацию, но успех зависит от того, кто и как эти данные интерпретирует и превращает в рабочую траекторию для подростка.

Оставьте заявку и попробуйте нейротехнологии от Брейни

Если вы хотите записаться на профориентацию или интересуетесь технологией, заполните анкету ниже.
Оставьте
свои контакты
Мы скоро с вами свяжемся